Где и когда построят в Москве новые развязки и эстакады?

К концу года Москва намерена выйти на цифру в 600 км автодорог, построенных и реконструированных с 2011‑го. Это пятая часть от всех существующих в столице транспортных артерий. «ЭВ» проанализировал результаты, достигнутые на дорожном фронте.

Новое кольцо длиной 232 км

Каждое лето автомобилисты клянут строителей. Нынешнее не исключение. Но ругать дорожные катаклизмы все-таки приятней, чем природные…

В связи с реконструкцией Варшавского шоссе вплоть до Нового года будет затруднено движение в Южном Бутове. Строительство Северо-Западной хорды до 1 сентября «съело» одну полосу на участке от Щелковского шоссе до Большой Черкизовской. Остается набраться терпения. Эксперты в один голос говорят: без расширения существующих дорог и строительства новых Москва обречена на транспортный коллапс.

В этом году в столице намечено построить 93 км дорог, 26 эстакад, тоннелей и мостов, а также 20 пешеходных переходов. У главы Департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева опасений за судьбу этих планов нет. По факту, уверяет его первый заместитель Петр Аксенов, из запланированных 93 построено уже 70 километров дорог. Сейчас оформляется документация на их ввод в эксплуатацию. В отношении 10 транспортных сооружений (эстакад, тоннелей и мостов, а также 13 пешеходных переходов) процедура эта уже завершена.

Завершен также первый этап реконструкции Калужского шоссе — от 20‑го до 29‑го километра автодороги А‑101, ведущей до границы с Белоруссией. Здесь построено более 8 км основной трассы Калужки, около 12 км боковых проездов и 4,5 км съездов транспортных развязок. Строители также возвели 4 тоннеля, 3 эстакады и 3 моста через реку Сосенку, 2 пешеходных моста и 5 подземных переходов. Сейчас продолжается второй этап реконструкции магистрали — от деревни Сосенки до 49‑го километра Калужского шоссе. На этом участке построят и реконструируют 26,6 км дорог. А самое главное, на пересечении Калужки и строящейся ЦКАД появится мощная развязка.

На прошедшем Московском урбанфоруме было заявлено, что в столице завершается создание нового транспортного кольца длиной около 232 км, которое сформируют Северо-Западная, Северо-Восточная хорды и Южная рокада. Оно свяжет в единую систему вылетные магистрали, Третье транспортное кольцо, МКАД и улично-дорожную сеть районов с выездами на МЦК и Третий пересадочный контур метрополитена. Это самый масштабный улично-дорожный проект в городе, реализация которого в самом разгаре.

Недавно сдан участок Северо-Западной хорды от Аминьевского шоссе до развязки с улицей Генерала Дорохова и все транспортные сооружения на этом участке. До конца года будет построена сама эта развязка — и хорда дойдет уже до МКАД. Продолжают строить и Северо-Восточную хорду — на участке оказавшегося неподъемным в финансовом плане для города бывшего четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе и на участке от Измайловского шоссе до Щелковского.

— Четвертое транспортное кольцо для города очень нужно, — говорил на заре московской дорожно-транспортной революции глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. — Но не за триллион рублей, в которые оно по факту могло обойтись! Поэтому мы нашли другие, более дешевые решения, которые улучшат транспортную ситуацию.

Большинство экспертов соглашаются с таким подходом, полагая, что при существующей плотности застройки делать в Москве новые дорожные радиусы крайне сложно и очень дорого. Поэтому при принятии дорожно-транспортных решений столичные власти предложили учитывать соотношение цена–качество. Понимая, сколько потрачено и что будет на выходе.

Принципиальной при этом является увязка с другими видами транспорта. Именно автодорогами предполагается связать тот пассажиропоток, который недоберут метро и МЦК.

Щелчок по носу

Направлением главного удара изначально решено было выбрать вылетные магистрали, к реконструкции которых приступили пять лет назад. По ним движется основной поток транспорта. Цель состояла в том, чтобы на всех ведущих из города трассах увеличить пропускную способность и наладить беспрепятственное движение общественного транспорта. С некоторым запозданием цель эта все-таки достигнута.

Основным «опозданцем» стало Щелковское шоссе, полноценное движение по которому откроют в сентябре — через три года после первоначально намеченных планов. Реконструкция Щелчка стала самой длительной из всех вылетных магистралей. Компания «Трансстрой», выбранная подрядчиком по этому проекту, явно переоценила свои возможности, и ее пришлось сменить на компанию «Горизонт». И хотя смена подрядчика на итоговой стоимости работ — 9,8 млрд рублей, по уверениям столичных властей, не сказалась, именно Щелковское шоссе на протяжении последних лет портило общую статистику дорожного строительства в Москве.

Эта тема стала лидером по количеству жалоб и обращений донельзя утомленных пробками жителей ВАО. Вокруг нее формировались всевозможные общественные советы, пиарились депутаты, кипели страсти в соцсетях. Сложности с реализацией проекта столичные власти объясняли в основном тем, что пришлось столкнуться с необходимостью перекладки большого объема инженерных коммуникаций. Только водоводов здесь было переложено почти 20 км. Все это так, но истинные причины долгостроя ряд экспертов все же склонны искать в неудачном выборе ответственного подрядчика и некоторых просчетах в проектировании. Скажем, не все считают оправданным строительство на Щелковском шоссе такого количества эстакад. Еще в 2012 году, когда реконструкция только начиналась, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин предупреждал, что эстакады не всегда эффективны в борьбе с пробками.

И тем не менее длившаяся пять лет реконструкция Щелчка завершается. Сейчас идет ускоренное благоустройство прилегающей территории. Всего в рамках проекта построено и реконструировано около 22 км дорог. Само шоссе расширили, появилось пять новых подземных пешеходных переходов, свыше десятка километров дополнительных разгонных полос и боковых съездов.

Но мало реконструировать вылетные магистрали, надо позаботиться и о связках между ними. Основная из этих связок — МКАД. За последние четыре года, отмечают в столичном Департаменте строительства, модернизированы все развязки на пересечении Кольцевой автодороги с вылетными магистралями. Последней и самой сложной из них стала развязка с Профсоюзной улицей. Кроме переноса двух высоковольтных ЛЭП сложность была и в самом проекте развязки. Она соединяет не только Калужское шоссе и Профсоюзную улицу, но еще выезд на Ленинский проспект и крупные столичные районы Ясенево и Теплый Стан. Однако все сложности уже позади. Две разворотные эстакады и тоннель в составе этой развязки тоже откроют в сентябре.

На днях принято решение и о строительстве новой дорожной связки между Волгоградским и Рязанским проспектами. В общем, больше связок — хороших и разных!

На особом контроле

Новая Москва — один из приоритетов дорожного строительства. Ее транспортным каркасом станут Калужское и Киевское шоссе, а также федеральная трасса М‑2 «Крым». Не меньшее значение для развития транспортной инфраструктуры Новой Москвы имеет Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Она призвана решить сразу несколько задач. Прежде всего это перенаправление транзитного транспорта в обход столицы. Воспользовавшись ЦКАД и другими поперечными связками, можно будет, не проникая слишком глубоко на московскую территорию, продолжить движение в нужном направлении.

За минувшие пять лет в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО) построили более 60 км дорог. Строится еще 10 дорог. К 2021 году всего намечено построить около 250 км.

Причем на присоединенных территориях развивается и местная дорожная сеть. Скажем, чтобы жители сообщающихся территорий в Новой Москве не выезжали на то же Калужское шоссе, нужны новые развязки, которые позволят, минуя его, проехать напрямую. В данном случае должны работать местные транспортные коммуникации. И они постепенно появляются. Например, 31 июля открыто автомобильное движение по новой дороге от Боровского шоссе до Троицка. В ближайшие годы она обойдет этот город и дотянется до Калужского шоссе, то есть появится еще одна поперечная связка. У Калужки будет соединительная развязка и с ЦКАД. Кроме того, планируется построить участок дороги длиной 2,2 км от поселка Кокошкино до Минского шоссе и путепровод через Белорусское направление МЖД в поселок Жаворонки.

В этом году намечено сдать и первый участок новой 16‑километровой магистрали от федеральной дороги М‑3 «Украина» до трассы, соединяющей поселок Коммунарка с аэропортом «Остафьево». Стоимость работ на первом этапе составит около 5,5 млрд рублей, на втором — чуть более 3 млрд.

Всего же, по оценке главы столичного Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, на дорожно-транспортное развитие ТиНАО до 2035 года понадобится не менее 1 трлн рублей. Это позволит создать серьезную транспортную инфраструктуру, где приоритет будет за общественным транспортом и скоростными внеуличными видами пассажирских перевозок. Новая транспортная схема свяжет между собой основные «точки роста» на присоединенных территориях, а также обеспечит надежные и быстрые коммуникации со старой Москвой. По словам Жидкина, долгосрочная программа развития новых территорий предусматривает создание более 70 км линий и почти 30 новых станций метро, 178 км трамвайных путей, в том числе 140 км скоростных, 25 транспортно-пересадочных узлов, свыше 60 развязок и путепроводов.

За путепроводы, кстати, взялись первым делом. Скорейшая ликвидация мучительного стояния автомобилистов у железных дорог — в приоритетах столичного стройкомплекса. В первом полугодии запущено движение по путепроводам на железнодорожных переездах в районе станций Щербинка и Переделкино. Недавно открыто движение по эстакаде в районе станции Кокошкино. Во втором полугодии построят путепроводы на 36‑м километре Киевского направления МЖД (станция Крекшино) и в Южнопортовом районе на МЦК. Кроме того, на МЦК завершится реконструкция Богородского путепровода.

Закатали рукава

Как сообщили «ЭВ» в пресс-службе столичного стройкомплекса, за последние шесть лет длина дорог в Москве выросла на 12,5%, а количество транспортных сооружений — мостов, тоннелей и эстакад — на 26%. Кроме того, в ближайшие три года в столице планируется построить еще 475 км дорог, 103 транспортных сооружения и 63 внеуличных пешеходных перехода.

С учетом того что доля частных инвестиций в этих проектах невысока, остается пожелать, чтобы на все это в бюджете хватило средств.

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: