Он скончался в Москве на 84-м году жизни от остановки сердца. Потому что всегда играл на разрыв. Не жалея себя. Вот оно и не выдержало.

«Да это ж я!»

Великий артист. Глубокий режиссёр. Вдумчивый писатель, философ. Настоящий гражданин. Сергей Юрский. Человек-эпоха…

На вопрос журналистов, кто всё-таки лучше сыграл великого комбинатора Остапа Бендера – он, Андрей Миронов или Арчил Гомиашвили, Юрский, скромнейший человек, отвечал: «Конечно же, я. Здесь без вариантов». А вот дались ему съёмки в «Золотом телёнке» у Михаила Швейцера ох как непросто. Сцену, когда Остапа обирают на румынской границе, снимали зимой. Пустой аэродром в Тушине, дикий холод, снег. Дубль за дублем, дубль за дублем. Для актёра всё закончилось тяжёлым воспалением лёгких. «Зато картина получилась прекрасная», – радовался Юрский.

Сергей Юрьевич даже роль второго плана умел сыграть так, что после выхода фильма его персонажа цитировали. Вспомните хотя бы любящего выпить дядю Митю в «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Для съёмок артисту накладывали сложный возрастной грим. Как-то во время перерыва вся съёмочная бригада отправилась на обед в местное кафе. Но Юрского туда… не пустили: «Куда прёшься, пьянчуга! Там известные артисты кушают». Юрский с присущим ему чувством юмора ещё и подыграл: начал горланить песни и пританцовывать. Положение спас Меньшов, объяснив: это знаменитый актёр в образе.

А роль в сериале «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина Юрский выбрал сам. Прочитав в сценарии о судьбе затравленного системой, без вины арестованного Ивана Сергеевича Груздева, он подумал: «Да это ж я!» В тот момент на него шли гонения в родном Ленинграде. Артисту Большого драматического театра не давали работать. Его считали диссидентом и выживали из города. Как рассказывала супруга Юрского Наталья Тенякова, начались гадкие уговоры: «Наташ, ну тебя-то не трогают, останься в Питере, ты же первая актриса БДТ…» А я пошла и назло всем сменила фамилию на Юрскую».

В конце концов семья Юрских, бросив квартиру в Ленинграде – единственное, что дала артисту советская власть, – буквально бежала в 1978 г. в Моск­ву. Юрский стал актёром и режиссёром Театра им. Моссовета. А с 1991 г. одновременно играл и ставил на сцене Школы современной пьесы.

Осмыслить ошибки

На спектаклях «Предбанник», «Провокация», «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина» всегда были аншлаги. Последняя работа «Полёты с ангелом» о художнике Шагале была любимым и выстраданным детищем Юрского. Играл в этом спектакле он до последнего. «Сцена, когда она осмысленна, – целительна, – говорил «АиФ» мастер. – У меня очень болит нога, но в «Полётах» мне нужно танцевать, двигаться, превращаясь в воспоминаниях в человека молодого. На время спектакля, это знают все актёры, перестаёт болеть живот, исчезает насморк, боль, рана, язва, которую сейчас ношу, забывается». Шагал привлёк мастера своей совершенно необычной судьбой. Он испытал все ужасы ХХ в. – голод, ксенофобию, изгнание, непризнание. И славу. «Я увидел этот спектакль как покаяние, как раздумье о собст­венных ошибках», – говорил Сергей Юрьевич.

Юрский считал: по-христиански прежде всего нужно говорить о собственных ошибках. Если тебе сейчас не хватает свободы, равенства, братства, значит, в своё время от этих понятий ты сам отказывался ради чего-то другого. «Ну так вспомните, где вы, люди, прокололись в вашем поведении, в вашей продажности, в вашем подхалимстве власти, в вашем приятии чего угодно. Мне вообще кажутся странными сегодняшние глухота и слепота: лучше недослышать, недовидеть», – с гневом высказался в «АиФ» Юрский.

Юрского, настоящего гражданина своей страны, тема ошибок очень волновала. Он до конца жизни был бесстрашен, открыто делясь тревожными мыслями о том, что некоторые из тех, кто взялся нести ответственность перед миллионами граждан, не подготовлены к такой деятельности. «Сдвинулась ось земная, и сдвинулась рукотворно, – говорил он в «АиФ». – Произошёл какой-то психологический дефект. Пришло время, все мы наказаны за ошибки и соблазны, на которые поддались». Ложь как способ жизни он не принимал, двойственное существование считал неприемлемым.

  • «Человек ниоткуда». 1961 год.

  • «Черная чайка». 1962 год.

  • «Кюхля». 1963 год.

  • «Республика ШКИД». 1966 год.

  • «Золотой телёнок». 1968 год.

  • «Расмус-бродяга». 1978 год.

  • «Маленькие трагедии». 1979 год.

  • «Место встречи изменить нельзя». 1979 год.

  • «Не бойся, я с тобой». 1981 год.

  • «Ищите женщину». 1982 год.

  • «Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 год.

  • «Сказки старого волшебника». 1984 год.

  • «Любовь и голуби». 1984 год.

  • «Звездочёт». 1986 год.

  • «Королева Марго». 1996 год.

«Сгнило образование, – с болью рассуждал он. – Мы живём во время, где очень много отдано машинам. Когда-то врач смотрел язык, глаза, ногти, мочу, ощупывал пациента и ставил диагноз. Тогда все должны были быть людьми врачебного искусства, то есть талантами. Существовали отбор, доверие к авторитетам. Сегодня всё это ушло. Медицина стала корыст­ной. На мой взгляд, это одно из самых страшных явлений».

Юрский был беспощаден, критичен и к себе самому – лукавый, мол, приходит не к каким-то избранным личностям, а ко всем. «Молитва «Отче наш» кончается словами «избави нас от лукавого». Лукавый – это не пляшущий чёрт, который с небес спрыгивает, – рассуждал в интервью «АиФ» мастер. – Лукавый, он в твоём окружении, в твоём сегодняшнем дне, и надо не дать ему проникнуть вовнутрь, не найти отклика на него».

«Каким же соблазнам вы сами подвергаетесь?» – спросили мы артиста. И он искренне ответил: «Это соблазн не замечать перемен в себе, по-прежнему выходить на сцену и играть всё тот же водевиль, который успех имел и всё ещё имеет. Или за деньги сделать то, чего без денег делать очень не хотелось бы, – вот соблазн ежедневный. Но нужно уметь с ним бороться. Это и есть наша жизнь».
«влюбилась бы ещё в иисуса христа!»

О своей личной жизни Юрский говорил: «Я счастлив». Его жена – прекрасная актриса Наталья Тенякова. Студенткой третьего курса она увидела Сергея и влюбилась – «удар молнии». Роман начался в 1965 г. на съёмках телеспектакля Давида Карасика «Большая кошачья сказка». Юрский играл американского сыщика Сидни Холла, скрывающего, сколько добра он сделал людям. Наталья Максимовна на тот момент была замужем за режиссёром Львом Додиным. Она пришла и честно сказала: влюбилась в Сергея Юрского. «Ты б ещё влюбилась в Иисуса Христа!» – ответил Додин.

Любовь как удар молнии. Главная роль в жизни актрисы Натальи Теняковой

Юрский уже был настоящей кинозвездой после фильмов «Человек ниоткуда», «Чёрная чайка» и др. И был женат на актрисе Зинаиде Шарко. Когда Шарко узнала об измене, заперлась на неделю в своей комнате. Потом заявила: покончит с собой, если муж уйдёт к Теняковой. Ненавидящий ультиматумы – во всём, – Юрский собрал вещи и переехал к другу Олегу Басилашвили. А потом перебрался на дачу к Теняковой, куда она съехала после развода. Вскоре они расписались. Родилась любимая дочь Даша. Успехами актрисы МХТ им. Чехова Дарьи Юрской отец невероятно гордился.

По признанию Юрского, в их семье никогда не было «по­глаживаний по головке» даже под ударами судьбы. Главным правилом жизни гениального актёра было «Не раскисать!».

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Илья Питалев

Источник