Хор им. Свешникова подготовил уникальный проект — «история России в истории русской воинской песни».

— Идея показать историю России через песни принадлежит директору Госхора, режиссёру Александру Саргиджяну, — говорит худрук Госхора им. Свешникова Евгений Волков. — Родилась она, думаю, из самого течения нынешней жизни страны с её вызовами и сложностями, извечный российский ответ на которые — сплочение общества, обращение к исторической памяти, восстановление «связи времён». Честно признаюсь: когда записывали диск «Слава Русская» и готовили концерты с этой программой, даже не предполагали, насколько окажется востребована эта музыка.

Юлия Шигарева, «АиФ»: — Евгений Кириллович, что это вообще такое — военные песни? Особый вид искусства?

Евгений Волков: — Сперва уточню: понятие «воинская песня» гораздо шире, нежели «военная песня», — это не только полковые марши и солдатская лирика: мы берём всё многообразие народной и авторской музыки, отразившей «победы и беды России», славу русского оружия, образ нашего воина — защитника, освободителя.

Чтоб найти тот самый «мал золотник, да дорог», творческой группе приходилось разгребать многие и многие страницы заказного, неискреннего, мертворождённого материала. Да, можно было пойти по простейшему пути — спеть самое известное. Но наш ответ был: нет, поскольку существует и несправедливо забытая музыка, которую надо обязательно вернуть людям. А на некоторые произведения посмотреть другими глазами, увидев в них иную глубину, иной смысл.

Приведу пример: А. Саргиджян настаивал, чтобы в антологию вошло знаменитое «По полю танки грохотали». На первый взгляд: ну как этот напев сможет звучать в академическом хоре? Но автор проекта нашёл сборник с первой фольклорной записью этой баллады, у неё оказался сложный исторический путь. Мы сели за аранжировку, и неожиданно сквозь гениальную простоту освобождённых от штампов напева и текста пробился монолог солдата, погибающего одной из самых ужасных смертей — сгорающего в танке. Мало того, обрекающего своё имя на забвение. И спокойно выбирающего такой путь — ради нас с вами. Главная подробность: это именно народная фронтовая песня! С нами через десятилетия говорят жившие на Земле люди, а не книжные персонажи!

— Какой период российской истории был особо богат на такие песни?

— В том-то и дело, что через воинские песни можно проследить весь исторический путь нашей Родины, наших защитников. Многие из произведений живут столетиями. Взять хотя бы Преображенский марш, звучавший и при Петре Великом, и на Параде Победы в 1945-м. Или «Не для меня придёт весна», текст которого создан морским офицером на следующий год после смерти Пушкина. Затем этот забытый салонный романс возродился, став одной из мощнейших песен казачества. А возьмите песни революции и гражданской войны с одними и теми же напевами, поднимавшие в атаку и красных, и белых!

Произведения, перебрасывающие мосты между историческими эпохами, говорили и говорят нашему обществу самое важное: Россия — вчера, сегодня, всегда — одна! Душа нашего народа, нашего воинства — вчера, сегодня, всегда — едина! Пока связь времён существует, верю, победить нас невозможно!

— А что будет, если песни отомрут как явление?

— Недаром же сказано: «Песня — душа народа». Человек, индивидуум, наверное, может жить без песни. Не выживет — нация, страна. Такой мы и видим свою задачу — как говорил русский князь Симеон Гордый: «Дабы свеча не угасла».

Источник