Появилась надежда на изменение законодательства

Еще даже не началась президентская кампания, а эксперты уже задумались о том, кто сможет пойти в губернаторы в будущем сентябре в первый Единый день голосования при вновь избранном хозяине Кремля. Мечтается, чтобы губернаторские выборы стали остроконкурентными.

фото: Геннадий Черкасов

К вопросу о том, что же этому мешало до сих пор, можно подойти сложно или просто. Простое решение, как и положено, лежит на поверхности: мешает муниципальный фильтр, благодаря которому до выборов не допускаются реальные региональные авторитеты, опасные соперники для действующего главы региона или и.о. губернатора. Так, в минувшем сентябре не смогли выставить свои кандидатуры в регионах Евгений Ройзман и ряд других ярких харизматиков.

Тема реформирования муниципального фильтра стала ключевой на большой встрече Центризбиркома с региональными комиссиями, партиями и экспертами. Заседание прошло в четверг, а примерно через декаду обобщенные предложения лягут в папочку в Администрации Президента. «Круглый стол» в таком формате (протяженностью с 10 утра до 19 вечера) глава ЦИК Элла Памфилова проводит второй раз. Практическим итогом первого, прошедшего в 2016 году, стала отмена открепительных удостоверений с предоставленной возможностью проголосовать на любом участке страны. 10 сентября этой поправкой в законодательство уже воспользовались 230 тысяч избирателей в 20 регионах.

Если муниципальный фильтр оставить в прежнем виде, и предположить, что «единороссам» поступит совершенно определенная рекомендация к действию, то преодолеть его, к примеру, в столице сможет только кандидат, рекомендованный властью. У демократической коалиции своих муниципальных депутатов физически достаточно для того, чтобы продвинуть своего кандидата, но им не хватает географического признака (требуется представительство в 110 муниципалитетах, а есть оно только в семи десятках). Коммунисты, эсеры и ЛДПР не имеют даже простого количества. Только «единороссы» определяют фильтр и в Санкт-Петербурге. Поэтому данную ограничительную меру уже давно называют не фильтром, а «муниципальной пробкой».

Объехать ее невозможно, и это значит, что вопрос о том, кого из альтернативных кандидатов допускать до участия в кампании, будут решать исключительно на самом верху и в «Единой России». Напомним, перед выборами столичного градоначальника в 2013 году партия власти решила пожертвовать свои голоса еще пятерым кандидатам, но у всех осталось чувство неловкости. Злые языки говорили, что «ЕР» выставила шесть кандидатов.

Сразу ответим на вопрос: а успеют ли законодатели к следующему единому дню голосования изменить законодательство? Ведь раньше считалось, что если до выборов остается меньше года, то менять правила нельзя. Как объяснил бывший член ЦИК, а ныне руководитель Общественного института избирательного права Игорь Борисов, при желании успеют. Действительно, до 2012 года Россия в целом придерживалась международной нормы в том, что за год до кампании править закон уже нельзя. Но время внесло свои коррективы, и теперь главенствует отечественная норма: изменения можно вносить до старта кампании. То есть в нашем случае до июня. Так за сотню дней до единого дня голосования были изменены требования к кандидатам по части «национализации элит» в 2013 году, а в 2014-м менялась система комплектования Мосгордумы.

Но, несмотря на возможность, отменить «муниципальную пробку» будет сложнее, чем открепительные. Потому что в вопросе о последних партии, эксперты и ЦИК были единодушны, а вот на фильтр все смотрят по-разному и согласия не видно.

В ходе спора в Центризбиркоме представитель КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин предложил отменить сбор муниципальных подписей для парламентских партий: «Мы можем выдвигать кандидата в президенты без всяких подписей, а в губернаторы нет. Почему?» Для остальных кандидатов, по его мнению, фильтр должен оставаться.

Эсер Олег Нилов считает, что его нужно отменить полностью: «Муниципальная власть и государственная — это две разные ветви. А губернатор является частью государственной власти. Зачем их смешивать? Это как если бы «Зенит» просил разрешения участвовать в Лиге чемпионов у тренеров детских школ «Спартак» и «Динамо».

В ЛДПР считают, что проблема будет решена, если муниципалам разрешат сдавать подписи сразу нескольким кандидатам.

Единственный депутат Госдумы от «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов придерживается той точки зрения, что его партию нужно приравнять к полноценным парламентским и фильтр для нее отменить, а для «всяких спойлеров» оставить по-прежнему жестким. А единоросс Владимир Бурматов гнет свою партийную линию: «Пройти муниципальный фильтр не составляет никого труда. Активнее участвуйте в муниципальных выборах, пусть у вас будет много депутатов, и они обеспечат вашему кандидату в губернаторы участие в выборах. Отменять фильтр для парламентских партий будет несправедливо по отношению к непарламентским. А отменять его для всех партий несправедливо по отношению к тем, кто активно работает на местах».

Впрочем, решать вопрос о модернизации фильтра будет все-таки не Бурматов и «ЕР» (они всего лишь проголосуют, когда вопрос встанет в повестку) и даже не ЦИК. А те люди в АП, которые изучат все рекомендации и сделают по-своему. Так что результат обсуждения возможен любой, как и последующие поправки в закон.

И сам по себе «закон о фильтре», по сути, не имеет большого значения. С фильтром или без фильтра будет избран губернатор — в любом случае президент по своему усмотрению сможет принять его заявление по собственному желанию (или выразить недоверие) и назначить на это место своего исполняющего почетную губернаторскую обязанность. И вот как в такой ситуации обеспечить конкурентное обновление власти, вопрос уже не простой, а сложный.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: